Ракета Р-12 у музея РВСН
в Перхушково.
Обратите внимание на ветровое крепление.
Ракета состоит из головной части,
переходного отсека, бака окислителя,
приборного отсека, бака горючего и
хвостового отсека.
Головная часть конической формы
имеет стальную клепаную конструкцию и
асботекстолитовое теплозащитное покрытие. Боевой отсек занимает 3/4 объема ГЧ и
снизу имеет выпуклое полусферическое днище.
Крепление ГЧ к ракете осуществляется с
помощью короткой аэродинамической
конической юбки, которая большим своим
основанием устанавливается на переходной
отсек и закрепляется пироболтами.
Отделение ГЧ - с помощью пироблоков и
пневмотолкателя.
Переходной отсек, изготовленный
из алюминиевых сплавов В-95 и Д-16, имеет вид
низкого кольца клепаной конструкции и
состоит из силового набора и обшивки.
Бак окислителя ракеты наземного
базирования изготовлен из сплава АМг-6,
имеет сложную конструкцию и состоит из двух
отсеков: верхнего и нижнего, разделенных
общим полусферическим днищем.
Цилиндрические обечайки отсеков гладкие
сварные, из колец, образованных путем
сварки гнутых листов с утолщениями в местах
сварки. Сверху и снизу бак ограничен
полусферическими днищами, соединенными с
обечайками с помощью торцевых шпангоутов.
Полость верхнего отсека соединена с
полостью нижнего с помощью трубопровода
перелива, укрепленного в центральной части
воронки топливоприемника бака окислителя.
Здесь же установлен клапан перелива
топлива, включающий в нужный момент подачу
окислителя из верхней части бака.
Столь сложная конструкция была
впервые применена в практике
отечественного ракетостроения и
использовалась для улучшения центровки
ракеты при прохождении ею зоны
максимальных скоростных напоров. Как
известно, в то время, как летательный
аппарат в полете переходит через звуковой
барьер скорости, аэродинамические центры
смещаются. К этому добавляется смещение
центра масс по оси ракеты вследствие
выработки топлива из ее баков. Такое
явление было не столь заметно на первых
ракетах, использующих в качестве
окислителя жидкий кислород, но на Р-12
применяется азотная кислота, имеющая на 33%
большую плотность. Изменение центровки
отрицательно влияет на работу системы
управления: в полете приходится дважды
менять управляющие коэффициенты - до
перехода через звуковой барьер и после
этого. Для уменьшения последствий этого
явления и был введен такой элемент, как
верхний отсек бака окислителя. При
выработке компонента из нижнего отсека
изменение (дрейф) положения центра масс не
столь значительно, и до перехода через
трансзвук СУ может привести его в
соответствие с изменением положения
аэродинамического центра. Далее включается
клапан перелива и окислитель начинает
поступать в двигатель из верхней части бака,
компенсируя таким образом последующий
дрейф аэродинамического центра.
Внутрибаковая арматура каждого
отсека состоит из продольных пластин-гасителей
колебаний жидкости, датчиков уровня
топлива и заборной арматуры. В верхней
части отсеков размещены кольцевые
коллекторы наддува.
Конструкция бака окислителя
ракеты Р-12У шахтного базирования была
значительно изменена. Система управления
этого варианта ракеты могла уже сама
справляться с дрейфом центровок.
Необходимость в разделении бака на два
отсека отпала: он состоял только из
цилиндрической обечайки и двух
полусферических днищ.
Бак горючего в основном
аналогичен по конструкции баку окислителя
ракеты Р-12У, однако внутри него по оси в
тоннельной трубе проложен расходный
трубопровод окислителя. Баки во время
полета ракеты наддуваются сжатым азотом,
запас которого сосредоточен в батарее
баллонов, смонтированных в хвостовом
отсеке.
Так как ветровые нагрузки на
ракету шахтного варианта базирования
намного меньше, чем на Р-12, к баковому отсеку
первой предъявлялись не такие жесткие
требования по прочности, вследствие чего
удалось снизить толщину стенок баков и
уменьшить сухую массу ракеты.
Межбаковый приборный отсек
цилиндрической формы клепаной конструкции
(силовой набор и обшивка), имеет внутри
крестообразную раму для установки приборов
системы наведения и управления. СУ
автономная, унаследовавшая многие черты
подобной системы ракеты А-4, в том числе
гироприборы со значительными габаритами.
По-видимому, она содержала минимальное
количество электронно-ламповых приборов.
Управляющие сигналы - аналоговые,
электрические, служат для приведения в
действие электрических пневмо- и
гидроклапанов и управляющих механизмов.
Кабели и трубопроводы проложены по
наружной стороне бакового отсека ракеты и
закрыты желобом.
Хвостовой отсек клепанной
конструкции из сплава В-95 (силовой набор) и Д-16
(обшивка) состоит из цилиндра и конуса.
Внутри цилиндрической (верхней) части
отсека смонтирован тороидальный сварной
бак с перекисью водорода для питания ТНА
двигателя. Поверхность хвостового отсека
имеет люки для доступа к агрегатам
двигателя. Коническая юбка хвостового
отсека служит для передачи веса ракеты на
пусковое устройство, для чего она имеет в
нижней части четыре опорных кронштейна,
оборудованных винтовыми опорами для
вертикализации ракеты. На кронштейнах
крепятся также газовые рули с рулевыми
машинками. Снаружи юбки наземного варианта
ракеты на кронштейнах жестко закреплены
лопасти аэродинамических стабилизаторов,
которых нет на шахтном варианте Р-12У.
Двигатель РД-214 крепится в
цилиндрической части хвостового отсека с
помощью специальной рамы, связанной тягами
с узлами крепления в верхней части камер
сгорания. РД-214 построен по открытой схеме (без
дожигания отработанного турбогаза) в виде
четырехкамерного моноблока с единым ТНА.
Камеры сгорания - цилиндрические, с
плоскими форсуночными головками и
профилированными соплами. Охлаждение камер
- комбинированное, проточно-завесное.
Охлаждающий компонент - горючее.
Двигатель работает на азотно-кислотном
окислителе АК-27И (27% раствор окислов азота в
азотной кислоте) и углеводородном горючем
ТМ-185. Привод ТНА - от турбины, вращаемой
газами, получаемыми в газогенераторе путем
каталитического разложения 80%-ной перекиси
водорода на посеребренных медных сетках.
Запуск двигателя "пушечный",
без предварительной ступени. Зажигание
топлива в камерах - химическое, при помощи
пускового горючего ТГ-02 (фактически это
немецкая "Тонка-250" - смесь аминов),
заливаемого перед заправкой ракеты в
магистраль горючего между ТНА и главным
клапаном.
Тяга двигателя регулируется
перед выключением (через режим конечной
ступени) путем изменения расхода перекиси
водорода через газогенератор. Система
регулирования тяги существенно повышает
эффективность ракеты, так как позволяет
осуществлять полет с оптимальным
ускорением на всем активном участке
траектории полета. Перед отключением для
получения минимального импульса
последействия двигатель переводится на
конечную ступень тяги.
Ракета Р-12 доставлялась к старту
в незаправленном состоянии. Для ее запуска
применялся несколько модифицированный
стартовый стол ракеты Р-5М. После проведения
вертикализации и прицеливания путем
поворота ракеты вместе со стартовым столом
в нужном направлении, начиналась заправка
компонентами топлива и сжатыми газами.
Общее время подготовки "изделия" к
пуску составляло около трех часов и
зависело от уровня обученности боевого
расчета.
Тягач с
транспортно-подъёмным механизмом для
ракеты Р-12
Цистерна для
хранения окислителя наземного
комплекса ракеты Р-12
Наземное оборудование ракеты Р-12У
было выполнено в стационарном исполнении.
Уровень автоматизации и механизации
процессов подготовки Р-12У к старту и ее
заправки был существенно повышен.