Подъехать к батарее можно через бывший военный городок на 19-21км
Приморского шоссе (отсчет от Зеленогорска) за поселком Приветнинское. В
этом месте слева вдоль шоссе идет полуразрушенный бетонный забор. Въезд
в открытые ворота, между двух магазинов, прямо по дорожке, на первом перекрестке (50-100м от
ворот) - поворот налево и дальше по прямой до упора (200-300м) в
закрытые ворота. Налево будет въезд на полузаброшенную автобазу.
Батарея примыкает к автобазе с севера.
С территории автобазы батарея
выглядит как бетонная стена высотой метров 6-8, раньше вокруг батареи
была обсыпка, но теперь ее вывезли, оголив фронтальную стенку
сооружения.
Залезть наверх можно по склону слева, мимо врытого в склон ангара "8", по его крыше, и на верхнюю плоскость батареи.
Сооружение имеет длину по фронту около 150-200 метров. Ширина бетонной части - 20-30 метров. Высота 6-8 метров. Толщина бетонных перекрытий - 2-3 метра.
"Так, в июне 1912 г. для Николаевского форта, и в мае 1913 г. для
Алексеевского были утверждены проекты строительства одной открытой и
одной башенной батареи (по четыре 12-дюймовых орудия). На этих
батареях предусматривались казематы для орудийной прислуги, двух
комплектов зарядов и снарядов, электростанций, вентиляционного
оборудования и парового отопления. Толщина стен пороховых погребов
достигала 5.1 м, а перекрытий из бетона, уложенного по швеллерам, - 2.7
м. Первоначальная стоимость двух батарей была определена в 2060 тысяч
рублей, а окончательная их стоимость в результате пересмотра проекта и
удорожания работ, вызванного войной, возросла почти вдвое"
План батареи
Схема батареи
На верхней плоскости батареи устанавливались две башни с 12-дюймовыми орудиями. Диаметр башенного колодца "1" и "2"-
5-6 метров и столько же глубина. Сохранилось клепаное опорное кольцо,
на которое должны были опираться катки вращающейся башни. Вокруг
опорного кольца идет коридорчик, на башне №2 сам башенный колодец
завален бетоном, но в круговой коридорчик можно попасть изнутри. Вдоль
фронтальной стенки батареи по верху батареи была проложена железнодорожная колея. С тыльной (северной) стороны батареи есть многочисленные выходы из казематов. Внутри - два уровня казематов: уровень снарядных хранилищ и более нижний уровень (частично затопленный), возможно для прокладки коммуникаций.
Сверху на бетоне растет лесок, только среди мха и кустов вдруг
попадаются трещины глубиной 2-3 метра, на их дне лежит лед (10 мая!).
Тело батареи изломано взрывами, которые не смогли раскидать бетон, а
только сломали внутренние опоры тыловых помещений. Бетон растрескался и
осел по частям, в основном пострадали тыловые выходы и помещения. Там
завалы битого бетона и обрушившиеся перекрытия.
В колодец башни №1 можно спуститься прямо по кускам бетона, по кольцевому коридору обойти башню. Две каморки "3"
видимо служили для подачи зарядов (а может быть и снарядов), в одной из
каморок напротив окон подачи сохранился стальной стол. Из каморок проем
в трапецеобразную глухую камеру непонятного назначения.
Я не заметил проемов подачи снарядов в тыловую сторону, но через
два проема в фронтальной стенке башенного колодца можно попасть в снарядные погреба "4".
Погреба перекрыты выгнутыми швеллерами, на полу видны остатки
рельс. Стенка между левым и правым погребом проломлена, из левого
погреба есть проход в следующее помещение, но дальше не пройти -
завалы. Из правого погреба можно пробраться к тыловому выходу из
батареи.
С башней №2
ситуация интересней, снаружи колодец завален обломками бетона, есть
только узкий "кошачий" лаз. Зато зайдя с тыла батареи и пробравшись по
завалам, можно попасть в правый погреб "4", оттуда пролезть в коридор вокруг башни, и далее в левый погреб "4". Что там дальше - не знаю, но по историческому плану должен быть длинный коридор.
Все тыловые помещения "
7" завалены обломками и там
наиболее сильно просело перекрытие. Собственно осела как раз тыльная
часть батареи, фронтальная сохранилась полностью. Внутри нет никакого
железа, видимо все было срезано хозяйственными финнами.
В тыловых помещениях есть проемы "5", ведущие на
нижний уровень. На историческом плане они не отображены, но по факту -
имеются. Низкие потолки, видимо служили для проведения коммуникаций. В
тылу батареи, примерно метрах в 100 есть высокий (метров 5) "холм"
с бетонным колодцем глубиной метров 10. Видимо это вентиляционный
колодец и он должен сообщаться с нижним ярусом батареи. Слово за
будущими диггерами.
В дальней части батареи трещина разлома расширяется и можно спуститься в потерну и анфиладу комнат "
6". Тут тоже есть проемы "5" на нижний уровень, в одном месте там сухо, в другом - затоплено водой. В сторону башенный казематов ведет интересный ход:
проем низкого сечения (человек пролезет только на четвереньках). Ход
уходит метров на 20 и плавно поворачивает. Что там, за поворотом - мы
не проверяли.
Приведенная схема не соблюдает пропорции, показывает лишь примерную
планировку помещений и возможность прохода из одного помещения в
другое. Наверняка можно пролезть и глубже, только на свой страх и риск.
Исторический план не совсем соответствует увиденному, видимо план
корректировался по ходу строительства.
У западной оконечности батареи (там даже сохранился кусочек нетронутой стены) на земле лежит странная бетонная "крыша".
Размеры 1.5-2 на 3-4 метра, приподнята на землей на полметра, толщина
бетона - 10см. В стенках амбразуры. Возможно это огневая точка -
укрытие образца начала века. Только выемки под крышкой нет, лежит
посреди леса.
У западной оконечности батареи (там даже сохранился кусочек нетронутой стены) на земле лежит странная бетонная "крыша". Размеры 1.5-2 на 3-4 метра, приподнята на землей на полметра, толщина бетона - 10см. В стенках амбразуры. Возможно это огневая точка - укрытие образца начала века. Только выемки под крышкой нет, лежит посреди леса.
Это вобще то не амбразура... это венткожух от бывше электростанции