Северные Форты, общим числом семь, цепью перегораживают
путь на Петербург по северному форватеру. Расстояния меж них
2-2,5 км для сплошного орудийного огня и удобного снабжения
припасами по воде. Первые планы по защите северного форватера
относятся еще к петровскому времени. Однако по настоящему большие
работы начались с 1800-х годов, когда там были устроены сплошные
свайные и ряжевые преграды и сооружены две деревянные батареи
на сваях, забитых в морское дно зимою со льда. В 1824 году форты
были изрядно разрушены сильнейшим наводнением. В 1827 году решено
было заменить деревянные укрепления каменными. Перед Крымской
войной были построены каменные казематы. Кирпичные своды имели
толщину в замке 2 метра, форты были облицованы гранитом. В июне
1854 г. англо-французская эскадра подошла к Кронштадту. Полюбовашись
на форты и батареи и потеряв пару мелких судов на минных заграждениях
(первых в мире), отбыли во свояси ни с чем. То же повторялось
и в 1855-56 гг. В 1884 из казематов были убраны орудия и они
использовались как укрытия и минные склады. В 1896 году форты
№№3 и 5 выведены за штат, поскольку устарели совершенно. На
Форту №1 в 1901-10 проводились работы по модернизации и он совместно
с фортами "Тотлебен", "Обручев" и батареей "Константин" составили
ключевые оборонительные позиции Кронштадта. 1941 - Отечественная
война. По невеселым воспоминаниям одного немецкого пилота пикирующего
бомбардировщика - в Кронштадте и на фортах зенитки и пулеметы
были установлены в огромных количествах везде где только можно.
На фортах так же были построены наблюдательные пункты и бетонные
пулеметные ДОТы, для защиты от десантов с моря.